О гиюре и дилеммах. Интервью с генеральным директором проекта "Натив"

Проблема гиюра остается одной из наиболее сложных в еврейском коллективе в Израиле и за его пределами. Почти два десятка лет действует государственная программа подготовки к гиюру – проект «Натив».

В интервью NEWSru.co.il генеральный директор проекта «Натив» Йонатан Меир рассказал о программе обучения, о дилеммах, возникающих перед учащимися, а также о заметном увеличении числа репатриантов, желающих пройти гиюр.

Подчеркнем, что проект «Натив» не имеет никакого отношения к государственному бюро по связям «Натив» (Лишкат а-кешер).

-Господин Меир, для начала давайте уточним. Вы являетесь координатором гражданского проекта «Натив», верно?

-Если быть совсем точными, то я являюсь генеральным директором компании «Натив». Это дочерняя фирма Еврейского агентства «Сохнут», которая была создана в 1999 году. Ранее она называлась Институт изучения иудаизма, и является реализующим звеном правительства при подготовке людей к гиюру. Иными словами, каждый человек, который хочет принять гиюр, проходит учебу в рамках этой организации, а потом предстает перед «бейт дином» (специальным судом по вопросам гиюра – прим. ред.).

Сначала действовал только гражданский отдел, но очень быстро, уже в 2001 году, открылись классы для военнослужащих, и на сегодняшний день есть гражданское отделение и военное. Гражданское отделение задействует классы почти в каждом крупном населенном пункте Израиля, а военные действуют в рамках армейской системы, но речь идет о двух ветвях одного целого.

Принято говорить о 350 тысячах репатриантах, являющихся не евреями по Галахе, но важно помнить, что это число постоянно растет: и в результате рождаемости, и в результате продолжающейся алии. Государственная система гиюров была не в состоянии справиться с возникающими задачами.

-Не в состоянии справиться – означает, что люди просто не приходили, не интересовались возможностью гиюра?

-Зависит от того, чье мнение вы слушаете. Кто-то считает, что люди не интересовались, кто-то считает, что требования, которые предъявлялись, закрывали людям дорогу к гиюру. Так или иначе, мы говорим примерно о двух тысячах человек в год.

-Две тысячи в год – это то число, которое не менялось на протяжении всех 17 лет существования «Натива»?

-Вначале было заметно меньше, но потом число проходящих гиюр стабилизировалось примерно на двух тысячах человек в год.

-Две тысячи – это те, кто начинают учебу или те, кто завершают процесс?

-Те, кто завершают. Я работаю в «Нативе» два года, и за это время мы пробовали самые разные пути изменения этого положения. Мы были не первыми на этом пути, до нас также многие пытались. Но в последний год мы наблюдаем изменение, которое можно назвать стратегическим, драматичным, каким хотите. Налицо реальный наплыв учеников, мы открываем десятки новых классов. Я могу подробно рассказывать, какие изменения мы ввели, но фактом остается то, что число учащихся увеличилось более чем вдвое.

-Можете проиллюстрировать абсолютными числами?

-Да. Среднее число учащихся в наших гражданских классах каждый год составляло примерно 1850. В последний год оно превысило 3600 человек. Для нас это является доказательством того, что, адаптируя программы, проводя необходимые изменения, на ситуацию можно влиять.

-Вы можете охарактеризовать людей, которые приходят в последний год? Это репатрианты последней волны? Это старожилы, которые созрели и пришли к решению пройти гиюр?

-Это люди, как правило, 25-40 лет. Есть люди и старше, и младше, но основная масса в этом возрасте. Я не могу сказать, что в последний год мы заметили какие-то серьезные изменения в демографическом составе учеников. Да, появилось некое число учащихся – репатриантов последней волны, но стаж в Израиле не был и не является фактором при решении людей пройти гиюр.

-Вы говорите об увеличении числа учащихся почти вдвое. Чем вы это объясняете?

-Мы поняли две важные вещи: во-первых, что необходим подход, оценивающий ситуацию глазами проходящего гиюра, а не преподавателя.

-То есть?

-Необходим постоянный поиск тем, релевантных для конкретных учащихся с одной стороны, и дифференцированный подход к обучающимся с другой. Все имеет значение: возраст репатриации, страна исхода, место проживания в Израиле. Все это и еще множество иных факторов могут влиять на решение человека в ту или иную сторону. Понимание этих двух составляющих позволило нам изменить систему обучения таким образом, что возник большой спрос.

-В интервью нашему сайту координатор военного проекта «Натив» подполковник Нурит Котик говорила о том, что солдаты, начиная процесс обучения, далеко не всегда планируют завершить его «бейт дином» и принятием гиюра. В гражданском проекте ситуация такая же?

-Прежде всего, я хочу вновь подчеркнуть, что гражданский и военный проекты – это два отдела одного проекта. Те же материалы, те же преподаватели, почти идентичная программа, зачастую те же судьи в «бейт дине». Существует стереотип, согласно которому программы заметно отличаются одна от другой. Однако на практике это совершенно не так. Что же касается вашего вопроса, то бесспорно есть и страхи, и неуверенность в том, что это людям нужно, и многие дополнительные факторы. И наша задача в этом отношении двойная: во-первых, предоставить информацию и открыть перед людьми возможность пройти этот процесс, и во-вторых, помочь им пройти его до конца и успешно завершить программу.

-Если мы продолжим сравнивать армейский и гражданский «Натив», то в армии солдаты получают приглашение на встречу, там слышат подробно о программе и так далее. Как это происходит «на гражданке»?

-Исследования, которые мы проводили, показали нам очень ясно, что проблема не в информации. В 2017 году информация распространяется по самым разным каналам и поступает к людям, для которых она релевантна. И наша задача в армии и в гражданском проекте очень схожа. К сожалению, мы пока не можем задействовать в армии те средства, которые оказались очень успешными в гражданском проекте. Мы поддерживаем постоянный контакт с армией в этом вопросе, но пока эффект весьма ограниченный.

-Что препятствует распространению гражданского опыта на армию?

-Использование нашего гражданского опыта потребовало бы от армии вложения немалых средств. Как это часто бывает в самых разных проектах, все тормозится из-за бюджетных проблем. Мы убеждены, что такие вложения оправданы и могут иметь эффект. Многие утверждают, что в случае с солдатами все гораздо проще, ибо они проходят курс в рамках армейской системы, а значит нет необходимости в дифференцированном подходе и тому подобных вещах. С моей точки зрения, это крайне ошибочное утверждение, так как речь идет о личных, почти интимных дилеммах, вторгающихся в ценностный мир человека. Поэтому нельзя рассматривать их обобщенно, нужен дифференцированный подход, если мы хотим добиться успеха.

-Учеба сразу начинается с иудаизма или люди для начала изучают историю, сионизм и так далее?

-Прежде всего, хочу сказать, что мы рассматриваем всю программу как единое целое. Основы иудаизма и история еврейского народа не являются чем-то, что можно разделить. Учеба, разумеется, идет очень медленно и постепенно. Учеба включает ознакомление с основами иудаизма, очень серьезные обсуждения смысла и сути процесса гиюра, и постепенно по ходу учебы и по мере приближения к ее завершению, больше внимания уделяется непосредственно подготовке к «бейт дину».

-Сколько времени длится курс?

-Программа гражданского проекта рассчитана на год, и в эти 12 месяцев от раза до двух раз в неделю проходят занятия. Это зависит от конкретного класса.

-Вы сопровождаете учащихся в «бейт дин»?

-Конечно. Более того, если возникает такая необходимость, то делаем это несколько раз до удачного завершения процесса. Наверное стоит отметить, что вся учеба, подготовка к «бейт дину» и все, что касается «Натива», бесплатно. Гражданский проект «Натива» финансируется правительством Израиля.

-А армейский?

-Также правительством Израиля в сотрудничестве с «Сохнутом», фондом Genesis и фондом FIDF.

-Естественным образом, большинство учащихся – выходцы из бывшего СССР. Есть учащиеся из других стран?

-Конечно. Каждый год мы принимаем учеников, прибывших из 60 стран. Почти любая точка на планете «поставляет» нам учащихся. На самом деле, если мы позволим себе оставить в стороне бюрократию и поговорить о сути, то речь идет об удивительно волнующем процессе. Я всего два года в «Нативе», и раньше занимался совсем другими делами, но чувство, которое испытываешь, наблюдая возвращение потомков евреев в еврейский коллектив, почти неописуемо.

-Как складываются ваши отношения, если есть такие, с другими организациями, занимающимися проблемами гиюра?

-Мы являемся государственной структурой, главной структурой государства при подготовке к гиюру. Существуют конечно и небольшие организации, которые делают то же самое, что и мы, но между нами нет контактов, и я ничего не могу сказать об их работе кроме того, что объем ее значительно меньше, чем наш. Это естественно, учитывая разницу в бюджетах и всем остальном.

-Контактируете ли вы с «бейт динами»? Ни для кого не секрет, что люди, желающие пройти гиюр, неоднократно сталкиваются там с отношением, которое доброжелательным не назовешь.

-Мы контактируем со всеми структурами, имеющими отношение к процессу гиюра, который проходят наши ученики. Как правило, наш опыт весьма успешный и впечатление положительное. В редких случаях, когда возникают недопонимания, мы вмешиваемся, но чаще всего в этом нет необходимости.

-Из двух тысяч учащихся, сколько в среднем, успешно заканчивают процесс и проходят «бейт дин»?

-Тот, кто занимается проблемой гиюра, знает, насколько сложно и даже рискованно оперировать цифрами в этом вопросе. В целом могу лишь сказать, что те, кто доходят до решения предстать перед «бейт дином», как правило, проходят его.

-Но сколько оставляют учебу по ходу курса?

-Очень часто люди оставляют учебу по причинам, не имеющим прямого отношения к учебе. Гиюр – только часть того, что происходит с человеком. Ученик может поменять квартиру, могут произойти еще какие-то события, способные помешать учебе. Но важным остается то, что дошедшие до «бейт дина» люди, как правило, успешно заканчивают процесс. Это может быть с первой попытки или со второй, но это уже менее важно.

-Иудаизм не слишком благосклонно относится к попыткам убедить людей пройти гиюр. В этом отношении ваша деятельность не противоречит основам иудаизма?

-Это важный момент. У меня есть два ответа на ваш вопрос. Во-первых, мы говорим не о тех, кто проснулся ночью, увидев свет, и решил, что хочет быть евреем. Мы говорим о потомках евреев, о том, что называется זרע ישראל. В отношении этих людей, иудаизм придерживается совершенно иных правил. Им необходимо оказывать помощь в прохождении гиюра, и важной заповедью является оказание помощи в этом процессе. Все люди, которые приходят в «Натив», знают о чем идет речь. Наша задача: оказать помощь там, где это необходимо. Такая деятельность не вступает в противоречие ни с какими заповедями.

-Одной из главных проблем является требование соблюдать заповеди после завершения процесса. Каким вы видите решение этой проблемы, учитывая, что большинство проходящих гиюр людей, не становятся религиозными?

-Прежде всего, мы не являемся «бейт дином». Наша задача готовить желающих к прохождению гиюра. Проводить их или нет – это не совсем моя задача. Но помимо этого, мне кажется, что определения «религиозный», «светский» и так далее, менее релевантны для повседневной жизни. Вокруг меня и вас живут люди, чье соблюдение или несоблюдение заповедей не продиктовано формальной принадлежностью к тому или иному срезу общества. С другой стороны, процесс, который проходят люди, он настолько глубок и серьезен, что, встречая позднее выпускников, мы раз за разом удивляемся тому, как много отложилось у них, как сильно повлияло на жизнь даже тех, чей внешний вид об этом совершенно не говорит.

-В ходе курса ученики должны вести соответствующий образ жизни – соблюдать шаббат, проводить праздники в религиозных семьях и так далее?

-Да, во время учебы люди знакомятся с практикой иудаизма – проводят шаббаты в семьях, где его соблюдают, интегрируются в религиозные общины и так далее.

-Дети должны учиться в религиозных школах?

-Принципиально, да. Но в особых случаях мы помогаем изыскать решение проблемы. И в этом вопросе, и во всех остальных, связанных с гиюром.

Беседовал Габи Вольфсон

Источник: newsru.co.il