30 октября в 19:00
Пассажирка» Моисея (Мечислава) Вайнберга — опера с невероятно тяжелой, изломанной и сейчас это уже очевидно — счастливой судьбой. Эта опера — об Освенциме, о людях, которые становятся «маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности.
«Пассажирка» Вайнберга сегодня встала в один ряд с главными произведениями искусства нашего времени, посвященными этой теме: от «Ночного портье» Лилианы Кавани до «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. И в этом ряду — оказалась одной из первых.
Московская премьера сочинения состоялась 27 января 2017 года в Новой Опере. Эта дата выбрана не случайно. 27 января во всем мире отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. И сейчас можно с уверенностью сказать: московская премьера «Пассажирки» стала событием не только в культурной, но в общественной и международной жизни столицы.
Сергей Широков, режиссер:
«Пассажирка» для меня — не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века. «Пассажирка» — это колоссальное эмоциональное напряжение, это такое абсолютно «прямое высказывание», в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых моментах — безумно жестокое. Это почти античная драма — очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокальной речи.
«Пассажирка» дает возможность современному режиссеру работать, используя все находящиеся в его распоряжении средства выразительности и художественные языки, в том числе далекие от традиционных оперных стереотипов. В этом смысле «Пассажирка» — «открытая форма». Но это еще и очень «классическое» произведение, в котором нравственное послание, этический стержень дают четкие ограничения для любых наших фантазий…»