24 декабря/17:00
Проекционизм — одна из самых «загадочных» художественных теорий 1920-х годов, которая долгое время отсутствовала в истории отечественного искусства. Ее создатель – Соломон Никритин, художник молодой плеяды авангарда, впитавший экспериментальный дух новаторов 1910-х гг. Вдохновленный энергетическими идеями Вильгельма Оствальда и «тектологическим» мышлением Александра Богданова, Никритин задумывает создать новый тип интеллектуального художника. Вместе с единомышленниками, друзьями по ВХУТЕМАСу он организовывает группу «Метод», принципом которой служит не единство стиля ее участников, а именно различие художественных приемов.
Теория проекционизма охватывала не только сферу живописного искусства. Организованный Никритиным в 1921 году «Проекционный театр» не имел аналогов в мировой театральной практике того времени. Театр-лаборатория, в основу которого заложены исследования в области биомеханики движения, звукоизвлечения. психоэмоциональные тренинги актеров, по сути явился первым абстрактным театром в России. К экспериментальным проектам Никритина и группы «Метод» не остались равнодушны такие известные деятели 1920-х, как Алексей Гастев, Николай Бернштейн, Алексей Крученых, Анатолий Мариенгоф и такие важнейшие институты того времени, как ЦИТ, Институт Слова, Музей живописной культуры.
Лекция в рамках академического курса Андрея Сарабьянова «Исходный код авангарда. Ключевые идеи и течения».
Лектор: Любовь Пчелкина — искусствовед, научный сотрудник Третьяковской галереи, куратор выставки «Александр Лабас. На скорости ХХ века».
www.jewish-museum.ru/events/proektsionizm-solomon-nikritin-i-gruppa-metod/