Александра Померанец жила в Москве, но в подростковом возрасте переехала в Израиль по специальной программе и стала жить там одна. После школы девушка пошла служить в армию, где ее поставили охранять заключенных в тюрьме. Она рассказала «Афише Daily» об армейской и гражданской жизни в Израиле.
О переезде в Израиль:
В Израиле работает программа «Наале», что в переводе с иврита значит «поднимемся». По этой программе дети, имеющие право на репатриацию, могут приехать в Израиль без родителей и получить там среднее образование. Кандидаты должны предоставить документы о еврейском происхождении, затем пройти тестирование на школьные знания и посетить вместе с родителями психолога, чтобы подтвердить свою готовность покинуть семью. Сначала по этой программе уехала моя старшая сестра, затем я, а позднее и наш младший брат. Мне было 14 лет, когда я эмигрировала в Израиль.
Получить вид на жительство несложно: главное — доказать, что у тебя есть еврейские корни. У меня были с этим некоторые проблемы, потому что папа умер много лет назад, а я еврейка по отцовской линии. Родители поженились уже после моего рождения, а по местным понятиям это неправильно. У меня был координатор по программе, который помог со всей процедурой. Я подавала на апелляцию, дело пересматривали, и через год все одобрили. Сейчас у меня уже есть гражданство — его легко получить после окончания школы, в 18 лет, если есть вид на жительство.
Я хотела вернуться в Израиль как на святую землю. К тому же я понимала, что в России будущего нет. Мне и мама советовала, и координатор, и выпускники программы. Я понимала, что в Израиле меня ждет лучшее будущее. Я знаю иврит, русский, английский, не идеально, самую малость арабский — его я выучила в армии, а также французский, потому что у нас много французов. Перед отъездом я полгода ходила в воскресную школу, где изучала иврит и культуру Израиля, но это не дало особых результатов. В итоге язык выучила уже в Израиле — в школе у нас было больше 20 часов иврита в неделю. Еще я пела в школьном хоре, и песни мне тоже очень хорошо помогли в изучении языка.
О службе в армии:
Я не принимала решение пойти в армию — каждый гражданин Израиля обязан служить. Можно и отмазаться, но в Израиле армия — это не какая-то неприятная обязанность, а честь. К тому же я переехала по программе, которая обеспечила мне обучение, проживание и гражданство, и хотела как-то отплатить. Также это важно в будущем, когда ты идешь устраиваться на работу или в учебное заведение. Отбор в армию не очень строгий, но с низким профилем здоровья тебя не возьмут в боевые войска. Те, кому физические данные или здоровье не позволяют служить, борются за то, чтобы их взяли. Например, у меня есть знакомый, который похудел, чтобы попасть в боевые войска.
В Израиле армия нужна для защиты, потому что страна окружена вражескими государствами. Здесь высокие моральные стандарты. Например, недавно солдат сел в тюрьму за то, что застрелил террориста. Самовольство в израильской армии никогда не прощают. В стране солдат очень любят. Например, в кафетериях устраивают акции, когда военный может получить бесплатные гамбургер и колу. Когда солдаты защищают деревню, которая находится на палестинских территориях, люди о них очень заботятся.
Еще есть такое понятие, как «одинокие солдаты», — это люди, которые живут без семьи. Им помогают оплачивать квартиры (примерно 250 долларов) и удваивают зарплату. Я отношусь к этой категории, потому что приехала в страну без родителей, но также одинокими солдатами считаются люди, которые не общаются с семьей. Например, такой статус получает гей, от которого отказалась семья. Также это дети из религиозных семей, которые хотят служить, но их родители против.
Чтобы узнать больше про армию Израиля, женскую тюрьму и гражданскую жизнь, читайте продолжение на сайте Афиша: daily.afisha.ru/relationship/7213-istoriya-rossiyanki-kotoraya-pereehala-v-izrail-i-poshla-sluzhit-v-mestnuyu-armiyu/