31 октября/19:30
Сюрреализм — единственное из авангардных движений, которое может похвастаться полувековой историей. Все четыре «изма» так называемого исторического авангарда (футуризм, экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм) представляли собой глобальный проект по трансформации культуры, а вместе с ней и через нее — эстетики восприятия. Но лишь сюрреализму удалось воплотить в жизнь этот масштабный проект.
Слово «сюрреальность», счастливая находка Гийома Аполлинера, канонизированная впоследствии Андре Бретоном и его приспешниками, описывало язык нового искусства, и в то же время предлагало новую мировоззренческую модель. Эта модель принципиально отвергала традицию и опиралась на сферу «маргинального». Сюрреализм позволил подсознанию заговорить, заменив творческое усилие свободной игрой воображения, нормам риторики противопоставив детский лепет и речь душевнобольных, а стандартам античной и возрожденческий красоты — примитивное искусство.
На занятии мы разберем два манифеста сюрреализма, написанных Андре Бретоном, а также несколько отрывков из менее известного манифеста — «Волны грез» Луи Арагона. Эти тексты помогут нам проанализировать основные постулаты сюрреализма —«автоматическое письмо», «объективный случай» и теорию сюрреалистического образа.
Лектор: Ника Голубицкая — филолог, специалист по поэзии французского авангарда, магистр L’Université Paris-VIII, аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В рамках ридинг-группы «Манифесты авангарда».