Новый курс онлайн-лекций Ури Гершовича от центра «Сэфер»

Этот  курс состоит из 4 лекций, которые пройдут 26.11, 3.12, 10.12, 17.12 (по воскресеньям) в 14-00 по московскому времени.

О преподавателе: Ури Гершович — учился в йешиве Гар Эцион (1992-1998), изучал аналитическую философию и еврейскую мысль в Еврейском Университете в Иерусалиме. В 2008 г. защитил докторскую диссертацию в области средневековой еврейской философии. В качестве сотрудника Международного центра по изучению еврейской цивилизации Еврейского университета в Иерусалиме преподает в ИСАА МГУ и в СПбГУ (с 1999 г.). В течение двенадцати лет (с 1998 по 2010 гг.) являлся сотрудником Института изучения иудаизма в СНГ под руководством р. Штейнзальца. Ныне является консультантом исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности (Москва).

O курсеИстория еврейской мысли в Средние века. Мировосприятие, связанное с зародившейся в древней Греции философией, кардинально отличается от монотеистического мировосприятия, коренящегося в иудейской традиции. Противоречивостью этих двух подходов определяется развитие средневековой мысли в целом и еврейской мысли, в частности. Еврейская культура встретилась с философией позднее, чем христианство и ислам, но эта встреча была не менее интенсивной и плодотворной. В рамках данного курса мы рассмотрим основные этапы развития еврейской философии Средневековья, проанализируем генезис различных направлений и поговорим о ключевых фигурах еврейской мысли этого периода.

Содержание курса:
1. Афины и Иерусалим: зарождение еврейский философии
— Религия откровения и философская традиция. Проблема откровения и разума.
— Филон Александрийский и его влияние.
— Отношение к философии в христианской культуре в эпоху поздней античности. Отцы Церкви: стратегии апологетики.
— Рационалистические тенденции в исламской культуре. Исламская рационалистическая теология (калам).
— Ицхак Исраэли, Дауд аль-Мукаммис
— Зарождение еврейской философии. Культурный переворот Саадьи-гаона.
— Трансформации монотеистической доктрины под влиянием рационализма. Сравнение парадигм: Святоотечество – калам – трактат «Верования и мнения» Саадьи-гаона.
2. Неоплатонизм и аристотелизм в средневековой еврейской мысли 
— Общие интеллектуально-духовные тенденции в развитии арабско-еврейской культуры X-XII вв.
— Особенности средневекового неоплатонизма.
— Еврейские неоплатоники. Шломо Ибн Габироль («Источник жизни»), Авраам бар Хийя, Йосеф ибн Цадик.
— Фальсафа: особенности перипатетической мысли. Роль «Теологии Аристотеля»
— Йегуда Галеви: философский скептицизм и «исторический эмпирицизм»
— Сочетание Торы и философии в трактате «Возвышенная вера» Авраама ибн Дауда
3. Маймонид – центральная фигура еврейской мысли Средневековья 
— Основные произведения. «Проект» Маймонида, попытка изменения облика еврейской культуры
— Взгляд на историю философии.
— «Путеводитель растерянных»: особенности произведения, его цели и задачи.
— Способы устранения противоречий между откровением и разумом
— Эзотерическое письмо (явное и сокрытое).
— Герменевтика Маймонида: подход к Писанию и к талмудической литературе.
— Язык, философия и теология: антропоморфизм, негативные атрибуты, вопрос о сотворении мира, пророчество, Божественное провидение, вопрос о человеческом совершенстве.
 
4. Пути развития еврейской мысли после Маймонида в XIII-XV в. 
— Споры вокруг произведений Маймонида. Основные аргументы критиков.
— Радикальные последователи Маймонида (Тиббониды и их школа).
— Попытка гармонизации традиции и философии Маймонида (Шем Тов Фалакера).
— Теория двойной истины у Ицхака Албалага.
— Герсонид и его «Войны Господа».
— Анти-аристотелизм Хасдая Крескаса. «Свет Господень»: задачи произведения и его структура. Хасдай Крескас против Маймонида и Герсонида. Вопрос о детерминизме и свободе выбора.
— Политическая философия Ицхака Абраванэля.
Чтобы записаться на курс, необходимо заполнить анкету: