6-й Московский еврейский кинофестиваль

6-й Московский еврейский кинофестиваль (МЕКФ) состоится в Москве с 19 по 29 ноября. Впервые киносмотр пройдет в гибридном офлайн- и онлайн-формате. Фестиваль традиционно представит широкой аудитории лучшие современные фильмы на еврейскую тематику. Помимо показов, будут организованы образовательные события и Q&A сессии с создателями фильмов. Площадками «живых» сеансов станут киноцентр «Октябрь» и кинотеатр «Иллюзион». Онлайн-показы пройдут на новой платформе zerem.tv и будут бесплатными для всех желающих.

Список картин-участников основного конкурса 6-го МЕКФ:
«Меня зовут Сара» / My Name Is Sara (реж. Стивен Оритт, США, 2019).
Жанр: драма, военный, биография, история.
Описание: «Меня зовут Сара» основан на реальной истории Сары Шапиро (раньше ее звали Сара Гуральник), рассказанной ей самой. В 1942 году мир узнал о том, что нацистский режим истребляет евреев, и тогда мать отправила Сару, которая жила с родителями в маленьком польском городке Корец, в бега, чтобы она выжила. На момент, когда девочке было всего 12 лет, она вместе с братом поселилась у украинской семьи под чужим именем и работала в поле.

«Шалом Тайвань» (реж. Уолтер Тейблум, Аргентина, 2019).
Жанр: драма, комедия.
Описание: Упоительная аргентинская трагикомедия в жанре роуд-муви. Харизматичный и еще молодой раввин по имени Аарон, управляющий районным еврейским сообществом в Буэнос-Айресе, любим прихожанами, но испытывает финансовые трудности. Отчаявшись, он отправляется в поисках пожертвований на свое богоугодное дело аж в далекий Тайвань, где встречает нескольких людей, которые даже раввина могут научить житейской восточной мудрости, например бизнесмена, который раздал все свои деньги, чтобы вместо мирской суеты собственноручно выращивать чай на плантации. «Шалом Тайвань» — фильм, очень точно экранизирующий ощущение от познания нового мира, знакомое каждому путешественнику.

«Фрау Штерн» / Frau Stern (реж. Анатол Шустер, Германия, 2019).
Жанр: комедия, драма.
Описание: 90-летняя фрау Штерн (Ахува Соммерфельд дебютировала в кино в качестве актрисы именно в этом фильме, к сожалению, ушла из жизни в 2019 году в возрасте 82 лет) проводит время в современном Берлине на манер берлинской же молодежи — употребляет марихуану, стрижется у личного молодого барбера (и, кажется, пытается с ним даже флиртовать), зависает на районе — правда, с внучкой. Штерн выжила в Холокосте и вообще слишком надолго задержалась на этом свете, поэтому постоянно и уверенно заявляет о своем стойком желании умереть. При этом пожилая еврейка борется со внутренним недоверием к современным немцам, которые ее окружают, — помнит, как они себя повели еще полвека тому назад. Быстро изменившийся, пусть и в лучшую сторону, мир вокруг нее кажется фрау искусственным и ушедшим далеко вперед, забывшем о Катастрофе.

«Оставшиеся» / Those Who Remained (реж. Барнабаш Тот, Венгрия, 2019).
Жанр: драма.
Описание: Один из самых громких венгерских фильмов последних лет, вошедший в декабрьский предварительный шорт-лист номинации «Лучший иностранный фильм» «Оскара-2020», впервые показанный на влиятельном и закрытом от посторонних фестивале в американском Теллурайде (2019), где обычно и стартуют значимые картины наградного сезона. Аскетичная послевоенная драма, в которой режиссер Барнабаш Тот словно экранизирует ПТСР всех евреев, чудом выживших в Холокосте. Главные герои — врач средних лет Альдо и 16-летняя сирота Клара (по прозвищу Санни), оба они потеряли всех родных в концентрационных лагерях. Время действия — между 1948 и 1953 годами. Этот фильм — по-хорошему анемичный, тихий, ненаигранно трагичный и искренне траурный, строящийся на трепетных разговорах неожиданных знакомых, поскольку Клара обнаруживает, что только Альдо может понять ее чувства и мысли по поводу религии, прошлого, утраченной навсегда семьи.

«Молодые «полакас» / Young Polacas (реж. Алекс Леви-Хеллер, Бразилия, 2019).
Жанр: драма, социальный, исторический.
Описание: Благодаря нетипичной структуре повествования — о событиях фильма мы узнаем будто бы в пересказе миссис Миры, дочери одной из секс-работниц, которая дает интервью журналисту о своем детстве, то есть фильм стилизован под документальный, — картине удается и провести явную связь с современностью (мол, ничто на Земле не проходит бесследно), и воплотить в киноформе психоделическую природу человеческой памяти, которая причудливо искажает все события, нами увиденные. Особенно удивительно, что «Молодых «полакас» удалось снять режиссеру Алексу Леви-Хеллеру, для которого это всего лишь второй игровой полный метр.

«Миньян» / Minyan (реж. Эрик Стил, США, 2020).
Жанр: драма.
Описание: Густая, честная, строгая и эротичная историческая ЛГБТ-драма, впервые показанная на Берлинале в 2020 году. Конец 1980-х, нью-йоркский Бруклин. Юноша Дэвид, обучающийся в строгой ортодоксальной ешиве, помогает дедушке обустроиться в доме престарелых в их русско-еврейском районе (кстати, в этом американском фильме немного говорят и на русском языке, а также на идиш и иврите) и параллельно неожиданно находит себе сообщество по интересам — знакомится с двумя геями постарше из Ист-Виллиджа, которые и помогают ему открыть себя. Тем временем в Нью-Йорке начинается эпидемия ВИЧ.

Информация о фильмах внеконкурсной программы, которые будут доступны бесплатно онлайн на платформе zerem.tv:
«Сопротивление» / Resistance (реж. Хонатан Якубович, США, Великобритания, Германия, Франция, 2020).
Жанр: драма, военный, биографический.
Описание: Клоун-мим Марсель Манжель, позже ставший известным под именем Марсель Марсо (Джесси Айзенберг) — псевдоним взят в честь генерала-революционера Марсо-Дегравье — основал в Париже труппу «Содружество мимов» и прославился на весь мир, но детство и юность его были не столь безоблачны. Он родился в еврейской семье во французском Страсбурге за 22 года до войны, бежал с семьей, когда страну захватили нацисты. Потерял почти всю семью и родителей в лагере Освенцим. Участвовал во французском еврейском Сопротивлении, где в качестве активиста одной из нескольких секретных организаций помог спасению от верной смерти тысяч взрослых и детей. Гуманизм в этом биографически-историческом триллере проявляется как в великом акте спасения невинных, так и в добром цирковом искусстве.

«Крещендо» / Crescendo (реж. Дрор Захави, Германия, 2019).
Жанр: музыкальный.
Описание: Звезда этой немецкой, если судить по стране производства (но международной по сути), музыкальной драмы — Петер Симонишек — отец целого симфонического оркестра, набранного из молодых израильско-палестинских музыкантов. Дирижер пытается превратить столь взрывоопасный коллектив в профессиональную боевую единицу, руководствуясь исключительно своими соображениями как худрука, но так просто ничего не выходит — тогда приходится по-человечески отнестись к юным заочным участникам чужой войны. В итоге всех примирит вечное искусство — музыка.

«Танцующие собаки Домбровы» / The Dancing Dogs of Dombrova (реж. Зак Бернбаум, Канада, 2018).
Жанр: драма, комедия.
Описание: Выдающаяся канадская черная комедия с интернационально-семейным уклоном. Сара и Аарон — родня друг другу, но их жизненные пути давно разошлись. Им приходится, параллельно решая личные проблемы, объединиться, чтобы выполнить последнее желание их бабушки-еврейки, которая попала в концлагерь в 15 лет и чудом выжила в Холокосте, — каким-то неведомым образом необходимо найти останки ее любимой в детстве собаки, которая умела танцевать на задних лапах, но, разумеется, давно умерла где-то в глубинах польской провинции. Это удачно сложенное зрительское кино — без излишней показушной сентиментальности.

С расписанием и подробной информацией о фестивале можно ознакомиться на сайте: mjff.ru/