19 февраля в 14:00 Цикл «Авангарды. Вечное изобретение кино» под кураторством Наума Ихильевича Клеймана завершит лекция и кинопоказ фильма звезды немого грузинского кино, актера и художника Котэ Микаберидзе «Моя бабушка». Почти полвека эта сатирическая комедия, высмеивающая протекционизм и бюрократию, пролежала на полке. По сути, это была экранная версия одного из плакатов Маяковского к «Бане» в Театре Мейерхольда: Каждого / бюрократа / выпарь / и прочисть — / и веник / рабочего / и художества / кисть.
Регистрация: www.jewish-museum.ru/events/moya-babushka-kote-mikaberidze-i-vladimir-mayakovskiy/
Опала постигла эту незаурядную картину в первую очередь по идеологическим причинам: ее обвинили в антисоветчине, «мобилизации зрителя против советской власти», «троцкистском отношении к загниванию советской системы». Однако, по-видимому, не последнюю роль в закрытии фильма сыграла его форма. Большой поклонник творчества своего земляка, Владимира Маяковского, грузинский режиссер во многом следовал эстетике драматургии и кинодраматургии поэта. К концу двадцатых начинается активная борьба с так называемым формализмом, узаконенная в 1932 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и Первым съездом писателей в 1934-м.
Абсолютное стилевое раздолье «Моей бабушки» — от конструктивизма до сюрреализма и от гротеска до плаката — никак не соответствовало стремлению госаппарата нивелировать художественное творчество до единого метода (сиречь стиля). Драматическая судьба пьес Маяковского в это же время во многом связана с этим процессом, завершающим творческий эксперимент двадцатых.
Заново открытая в конце 1970-х «Моя бабушка» триумфально прокатилась по миру. Ее показывали на фестивалях экспериментального и авангардного кино. Показы озвучивали группы и композиторы-исполнители. Наконец фильм вышел на диске с музыкой непревзойденного Олега Каравайчука, до этого импровизировавшего за роялем на показе картины в рамках Фестиваля грузинского кино в Петербурге. Сатирическая направленность картины оказалась, увы, актуальной. Форма поразительной. Вполне соответствующей одному из главных тезисов «Маяковского театра»: Ставь прожектора, / чтоб рампа не померкла. / Крути, / чтоб действие мчало, а не текло. / Театр / не отображающее зеркало, / а – / увеличивающее стекло.
Лектор — Нина Александровна Дымшиц, киновед, кандидат искусствоведения, соучредитель «Эйзенштейн-центра», член редколлегии журнала «Киноведческие записки»
Возраст: 16+
Продолжительность: 2 часа