Одну из улиц Москвы назовут именем офицера-красноармейца Александра Печерского, организовавшего единственный успешный массовый побег из фашистского концлагеря Собибор в годы Великой Отечественной войны.
Два месяца назад Фонд Александра Печерского выступил с инициативой о присвоении улице в Москве имени Александра Печерского. Инициативу поддержали главы РИО и РВИО С.Е. Нарышкин и В.Р. Мединский. На днях Московская топонимическая комиссия приняла решение: именем героя будет назван 9-километровый участок автодороги Боровское шоссе – Киевское шоссе в направлении Калужского шоссе до деревни Ботаково. Это будет четвертая улица в мире, носящая имя Александра Ароновича после Ростова-на-Дону, где он прожил почти всю жизнь, Кременчуга, где он родился, и израильского Цфата.
Александр Аронович Печерский родился в 1909 году в Кременчуге на Украине в еврейской семье. Родители: Фаина и Константин, работавший адвокатом. В 1915 г. вместе с родителями переехал в Ростов-на-Дону. Первоначально работал бухгалтером, затем электриком паровозоремонтного завода, затем закончил университет, руководил художественной самодеятельностью.
В 1941 году Печерский был призван в армию в звании младшего лейтенанта и принимал участие в военных действиях, вскоре был ранен и попал в плен. В 1943 году в составе группы заключённых-евреев был отправлен в лагерь уничтожения Собибор, предназначенный почти исключительно для истребления евреев.
14 октября 1943 года, в канун праздника Суккот, узники лагеря смерти подняли восстание. Согласно плану Печерского, заключённые должны были тайно, поодиночке ликвидировать персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившемся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично — восставшие смогли убить 12 эсэсовцев из персонала лагеря и 38 охранников-украинцев, но завладеть оружейным складом не удалось. Охрана открыла огонь по заключённым и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес. Из почти 550 заключенных рабочего лагеря, 130 остались в лагере и не приняли участие в восстании, около 80 погибли при побеге, еще 170 были пойманы немцами в ходе широкомасштабных поисков. Все оставшиеся в лагере и пойманные после побега были убиты немцами. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания.
После восстания Александр Печерский с несколькими товарищами вступил в брестский партизанский отряд, пока летом 1944 года советские войска не освободили Белоруссию. После освобождения Белоруссии, СМЕРШ отправил Печерского, как подозреваемого в измене Родине, в штурмовой стрелковый батальон (разновидность штрафбата).
Командир батальона майор Андреев был настолько потрясён рассказом Печёрского о Собиборе, что вопреки запрету покидать территорию штрафбата разрешил Печёрскому поехать в Москву, в «Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников».
В комиссии рассказ Печерского выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, которые на его основе опубликовали очерк «Восстание в Собиборе». После войны очерк вошел во всемирно известный сборник «Чёрная книга».
Подробнее по ссылкам: