Лекция «Вокруг «Меланхолии»

23 мая в 18:30 культурно-образовательный проект «Эшколот» совместно с Государственным историческим музеем подготовили лекцию к выставке Дюрера.

Каждый из посетителей выставки «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» (bit.ly/2QRLoHG) в Государственном историческом музее способен оценить высочайшее мастерство немецкого художника — и в тончайшей проработке деталей, и во владении перспективой, и в том, как свободно он сочетает черты позднеготического стиля с ренессансным интересом к обнаженному телу. Дюрер не только великолепный график, но и один из первых немецких художников, интересовавшихся философией и наукой. Его гравюры и ксилографии не только произведения искусства, но и благочестивые образы, а также предметы купли-продажи.
Лауреат премии «Просветитель» искусствовед Дильшат Харман расскажет о контексте создания его работ — от деловых соображений до увлечения новейшими философскими веяниями; от благочестивого поклонения Страстям Христовым до восхищенного открытия античной мифологии. Каким был Нюрнберг, родной город художника? Почему Дюрер так много путешествовал? Как была устроена его мастерская и как он вел свои дела? Что видели в его гравюрах первые владельцы? В чем был секрет популярности мастера?
Это не праздные вопросы, поскольку реальный мир, окружавший Альбрехта Дюрера, люди вокруг него, преображались и прорастали в его гравюрах в нечто новое и совершенно неслыханное. Так, из рисунка 1494 года, где сидит, подперев голову рукой «моя Агнес», жена художника, через 20 лет появится гравюра «Меланхолия», ставшая одним из главных ребусов в искусстве, разгадке которого посвящены многочисленные книги и статьи.

О «Меланхолии» расскажет филолог и религиовед Мария Эндель. Сложность иконографии этой гравюры вызвала огромное количество интерпретаций, начиная от классического понимания крупнейшего искусствоведа XX в. Эрвина Панофски, который видел в ней меланхолию, присущую любому художнику, творцу, до сложнейших интерпретаций пост-структуралистов. Задача любого интерпретатора состоит в том, чтобы увидеть в «Меланхолии» не просто нагромождение отдельных предметов и символов, каждый из которых несет самостоятельное значение, а предложить объяснение, содержащее ключ ко всей композиции в целом. В данном случае таким ключом станет древняя еврейская мистическая практика, известная Дюреру из сочинений христианских каббалистов Ренессанса. Отдельный интерес представляет изображенный на гравюре «магический квадрат Дюрера», расшифровка которого открывает неожиданные и парадоксальные пласты смысла, скрытый динамизм гравюры, которая может рассматриваться как своеобразный визуальный «путеводитель растерянных» и сбитых с толку дюреровской сложностью зрителей по каббалистической практике апофеоза, т.е. преображения человека, обожествления.

Регистрация: bit.ly/3nV37Kf

Событие в Facebook